Каждый знает, что такое Макдоналдс, где находится ближайший ресторан – даже если до него необходимо достаточно долго добираться – и что там можно – а главное, нужно! – заказать. Студенты и школьники ассоциируют этот бренд с возможностью не только поесть и пообщаться с друзьями, но и заработать. Одни забегают перекусить – и забрать заказ с собой, другие просиживают достаточно долго, потягивая колу и пользуясь преимуществами бесплатного доступа в Интернет. Игрушки, яркие краски, громкая музыка и ощущение праздника привлекают самых маленьких посетителей, которые, как на буксире, тащат за собой родителей, а после с радостными криками бегают между столиками – редко в каком заведении это позволят.
Сложно представить, что первые свои шаги по России эта империя делала чуть более двадцати лет назад – в 1990 году был открыт первый ресторан быстрого питания в Москве на Пушкинской площади. Тридцать первого января очередь в такое непохожее на остальные заведение змеилась вокруг нескольких кварталов, а люди терпеливо стояли несколько часов, чтобы после привычных советских столовых попробовать, что же едят за океаном. В тот день был поставлен рекорд Макдоналдс – работники обслужили около тридцати тысяч посетителей. Открыть еще два ресторана в России компания смогла только через три года – также в Москве – однако после этого расширение сети шло значительно быстрее.
И, конечно, каждый знает, что с названием этого бренда связаны не только положительные отзывы. Это касается, во-первых, продуктов, представленных в меню, которые, согласно различным источникам – например, документальному фильму Моргана Сперлока «Двойная порция», как и другой фаст-фуд, наносят вред здоровью. Во-вторых, работа в Макдоналдс – это тяжелый труд, на который уходят не только физические, но и эмоциональные силы. Канадский писатель Дуглас Коупленд ввел в оборот термин «макджоб» (в одном из переводов звучит как «макрабство»), обозначив им низкооплачиваемую, бесперспективную работу, которую даже сложно назвать трудоустройством. Позже этот неологизм попал в достаточно престижные словари современного английского языка, что вызвало возмущение руководства компании. Надо добавить, что рестораны Макдоналдс, символизируя частичку Америки в другой стране, становятся подчас мишенью акций антиглобалистов и, что гораздо страшнее, террористов, которых привлекает большое скопления народа.
Вполне естественно, что сеть стала участником не одного и не двух судебных процессов. С 2011 года компания имеет право платить не 18% НДС, а всего 10%, согласно решению Федерального арбитражного суда Московского округа (вполне вероятно, что представительство в арбитражном суде осуществлял уполномоченный арбитражный адвокат). В конце марта 2012 года юристы Общества защиты прав потребителей подали в суд на «предприятие общественного питания быстрого обслуживания «Макдоналдс», мотивируя свой иск результатами экспертизы, проведенной по заказу организации уполномоченным органом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. В частности, было выявлено несоответствие маркировки некоторых продуктов требованиям ГОСТа. Также проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что содержание в «Молочном коктейле» растительных жиров и заменителей молочного жира составляет не менее 90%. Однако Тверской суд Москвы оставил данный иск без удовлетворения. Заявители намерены обжаловать это решение. Возможно, для представительства в арбитражном суде они воспользуются услугами арбитражного адвоката.