Перед заключением агентского договора с коллектором взыскателю целесообразно определиться со следующими основными моментами, которые рекомендуется отразить и в договоре:
1. Четкое представление результата работ и срока. Взыскателю следует определиться, что он хочет получить от коллектора - досудебные или судебные процедуры, в каком объеме, какой конечный результат. Без понимания конечного результата, ожидаемого взыскателем, и понимания сроков получения этого результата обращение к коллектору может оказаться только данью модной тенденции. Не представляя себе реального результата обращения к коллектору, взыскатель может переоценить или недооценить возможности как коллектора, так и собственных служб.
2. Обмен документами, перечень, форма представления. Для исключения споров, связанных с тем, что взыскатель не передал что-то важное или передал в ненадлежащем виде, до заключения договора важно оценить объем документации, примерный перечень тех документов и информации, которые взыскатель передает коллектору по каждому делу, например, кредитный договор, платежное поручение о перечислении кредита и пр. Отдельно рассмотрим форму документов: каждый раз распечатывать и перевозить большую кипу бумаг неудобно. Рекомендуется заменять подобный обмен на направление сканированных копий документов с адреса уполномоченного лица взыскателя с гарантией, что копии соответствуют оригиналам. И в любом случае должен быть прописан порядок получения коллектором оригиналов документов для суда с установлением ответственности за утерю документов.
3. Согласование форм процессуальных документов. Юридической службе взыскателя целесообразно согласовать процессуальные документы, используемые коллектором (иски, частные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер) как с точки зрения оценки профессионализма коллектора, так и с точки зрения соответствия правовых механизмов работы коллектора целям взыскателя. Например, требует ли коллектор расторжения договоров или нет, просит ли в суде взыскать проценты на дату исполнения обязательств или только на дату вынесения решения суда, нет ли иных юридических рисков.
4. Отчетность. Для взыскателя - ключевой инструмент, позволяющий оценивать эффективность работы коллектора. Тесно связана с результатами, ожидаемыми взыскателем от коллектора. (О ключевых показателях эффективности взыскания подробнее см. в параграфе 7.5.) Отчет о количестве звонков, о результатах переговоров, о количестве поданных исков, о размере взысканных денежных средств, о суммах оплаченных государственных пошлин, отчет для контролирующих и проверяющих взыскателя организаций (ЦБ РФ для банков, аудиторские компании и пр.). В договоре следует предусмотреть объем, регулярность и формы представления отчетности.
5. Оплата государственной пошлины. Вопрос, кто оплачивает и как, в какие сроки компенсирует государственную пошлину, необходимую для обращения в суд, при массовом количестве дел приобретает существенное значение.
6. Оплата услуг коллектора. Рекомендуется прописать сроки и основания для оплаты услуг.
7. АСУД (автоматизированная система управления долгами).
Какую базу данных и систему использовать - взыскателя или коллектора? Первый вариант для взыскателя удобнее, так как позволяет интегрировать деятельность коллектора во внутренние процессы взыскателя, однако это влечет и ряд рисков по информационной безопасности. Кроме того, АСУД коллектора может быть более прогрессивной, чем АСУД взыскателя.
8. Ответственность за утерю подлинников документов, необжалование негативных судебных решений, за негативный результат работы.
9. Согласование с взыскателем текущих документов и решений коллектора. Например, согласование всех исков, жалоб, согласование перехода из Hard в Legal collection и пр. Это дает определенный контроль деятельности коллектора и на первых порах является необходимым. Однако в дальнейшем слишком большой объем согласований лишь усложнит работу и уменьшит ответственность коллектора за результат, поэтому важно соблюсти определенный баланс.
Выбор коллектора в итоге обусловливается следующими показателями:
1. Профессионализмом руководства и исполнителей - определяется как минимум знанием предмета деятельности, проблематики взыскания долгов, наличием собственного судебного опыта.
2. Качеством применяемой технологии - порой малые коллекторские компании более гибки и технологичны, а также маневреннее и эффективнее, чем крупные компании. Например, применяемые коллекторской компанией технологии: единый call-центр, единый правовой центр подготовки исков вкупе со строгой системой организации деятельности и автоматизации процессов существенно снижают стоимость услуг, повышают их качество и ускоряют сроки взыскания долгов.
3. Репутацией коллектора и "чистотой" применяемых им мер - вместе с тем жалобы на коллекторы и на неправовые меры являются одним из направлений антиколлекторства, поэтому все подобные случаи следует внимательно проверять.
4. Ценой услуг. Здесь целесообразно провести анализ с теми затратами, которые понес бы взыскатель при самостоятельном обеспечении процесса.
5. Региональным охватом - если должники взыскателя находятся в разных регионах, актуален поиск одного коллектора с развитой филиальной сетью или же поиск региональных коллекторских компаний.
6. Согласованием с коллектором существенных для взыскателя условий работы. Если для коллектора неприемлемы существенные условия, предлагаемые взыскателем, например, по отчетности, по юридическим решениям, по передаче документов, то следует отказаться от таких услуг, если только коллектор не пояснит обоснованность и эффективность иного решения вопроса с точки зрения взыскателя.